Педагогическое мастерство: лучшие медиапрактики

Организация и проведение образовательного форума «Медиаволонтер»

Тема: Лучший методический материал по медиапрактикам
Ирина Рудниченко, педагог-организатор МАУ ДО «ДЮЦ «Орион», г. Новокузнецк, Кемеровская область — Кузбасс
Система дополнительного образования является сферой, которая позволяет подростку определиться в личном, социальном и профессиональном направлении. А также помогает его разноплановому развитию, раскрывая творческие возможности, инициативность и самобытность. Обладая широким диапазоном выбора, откликаясь на требования современного времени, дополнительное образование позволяет подростку попробовать себя в различных видах деятельности, тем самым, более точно определить свои склонности, убедиться в своих желаниях, получить необходимые навыки.
Например, процесс профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: целевой; мотивационный; информационный; деятельный (профессиональные пробы); творческий, который способствует овладению элементами творческой деятельности в процессе практической работы и диагностический компонент. Если разбирать эти компоненты с учётом интеграции в современное образовательное пространство, то каждый имеет профориентационную деятельность, связанную с медийными технологиями, которые пока являются инновационными и в малой степени интегрируются в систему образования в целом.

Но, уже наряду с традиционными методами обучения, можно проследить тенденцию внедрения и медиатехнологий в образовательную среду. Пока это остаётся на уровне медиатворчества и в большей степени включает использование технологий на уровне дистанционных заданий или монтажа видео и создания авторских проектов, но этот формат уже подтвердил свою эффективность и хорошо встраивается в любые методы обучения, а также позволяет наглядно продемонстрировать ученикам специфику, например, любой профессии и рассказать о её особенностях.

Учитывая эффективность использования медийных технологий, при интеграции различных компонентов в профориентационную деятельность подростков, нами был разработан проект Образовательного форума «Медиаволонтер», целью которого стало — создание условий для развития медиаволонтерства среди учащихся образовательных организаций города, популяризация идей, ценностей и практики добровольчества.

В качестве задач форума были определены:

  • актуализировать компетенций учащихся в области медиапроизводства;
  • выявить лучшие юношеские пресс-центры города;
  • способствовать развитию волонтёрского движения в Новокузнецком городском округе.

Для проведения форума «Медиаволонтер» была выбрана наиболее эффективная в нашем регионе — образовательная форма. Таким образом участники имеют возможность максимально эффективно встроиться в образовательную деятельность, получая наибольший успех от развития медийных навыков.
Для реализации форума был разработан план, который состоял из двух этапов:

Первый: подготовительный этап работы, в рамках которого были подготовлены все обязательные сопроводительные документы, структура форума и описан сценарий его проведения.

При подготовке форума, мы понимали, что каждый педагог должен хорошо представлять, для чего создаётся такое событие, какая структура и какой план действий. На начальном этапе, во время создания форума, был прописан подробный план с инструкцией, которые включали все ключевые аспекты — от речи ведущего, этапов мероприятия, участников, описания игр до заданий для участников (ред: описаны ниже).

Для грамотной организации и проведения форума разрабатывается и утверждается Положение о проведении, которое в дальнейшем отправляется в образовательные организации, в частности: школы, система дополнительного и профессионального образования, детские сады) с учётом возрастной группы. В положении прописываются цель, задачи мероприятия, возраст участников, форма проведения, краткое описание события, ссылки для регистрации, место проведения, дата и время.
Для консолидированной регистрации разработана и внедрена регистрационная форма с использованием Яндекс.Формы, как сервис включенный в реестр единого ПО Минцифры РФ. Для регистрации, педагоги заполняют небольшую анкету, данные которой необходимы для разработки сертификатов участников форум.

Содержание образовательного форума «Медиаволонтер» состоит из тематических секций. Участники распределяются по секциям согласно пункту в регистрационной форме, которую заполняли ранее. распределение команды по разным секциям. После регистрации уже на самом форуме, командам проставляются отметки о присутствии и выдают конверты с «билетом» на каждую секцию. Все билеты содержат названия мастереа и мастер-класса.
Основной этап работы: основной этап состоит из проведения самого образовательного форума и заключения.
Вступительная часть форума начинается со знакомства с участниками, командами от каждой образовательной организации, представление гостей и спикеров форума, разминка перед основной частью в виде вопросов о медиаволонтерстве и игры «Крокодил» на тему медиа, инструкция по распределению на секции (ред: описаны ниже).

Вся основная часть форума подразумевает общение участников со спикерами и мастерами — профессионалами в сфере медиа. Также она делится на два блока: образовательный и практический. Например, в 2024 году на форуме были представлены следующие секции: «радиожурналистика», «фотожурналистика» и «основы тележурналистики». Во время форума работали четыре площадки со спикерами, две из которых по тележурналистики, поскольку это направление было наиболее востребовано участниками во время регистрации.

Образовательный блок — это работа во время мастер-классов. Участники общаются с мастерами, получают новые знания, задают вопросы и могут вступить в дискуссию. Всего на блок с мастер-классами отводится один час. Практический блок — это конкурс видеороликов, создавая которые, участники уже на деле применяют полученные знания в рамках мастер-классов.

Завершением форума является подведение итогов, награждение участников конкурса, вручение благодарственных писем и общей фотографией.

Образовательный форум «Медиаволонтер» для Новокузнецка даёт возможность участникам узнать о новой профессии, пообщаться с мастерами, а также получить навыки в сфере видеооператорства, монтажа, режиссёрской и журналистской деятельности, узнают как грамотно формулировать свои идеи и излагать мысли в описательной форме. Подобный формат достаточно легко встраивается в любую образовательную программу, имеет возможность менять содержание и тему в зависимости от задач и потребностей. В течение одного дня, участники получают опыт командной работы, новые знания и знакомятся с учениками из других образовательных организаций.

Пример вступительной части мероприятия

Пример написания сценария мероприятия