Какие они тренды и тенденции в образовании. Разберем мировые тенденции, а тренды для российского образования рассмотрим отдельно. В ближайшее десятилетие нас ждет практико-ориентированное обучение, образование на протяжении всей жизни, развитие наставничества и образование через развлечения. А также большое внимание к медиаобразованию и экологическому отношению к обучению.
Для начала разведем по углам тренды и тенденции. Тренд – это то, что происходит в данный момент и мы фиксируем его в реальном времени. Это здесь и сейчас. Тенденция – это развивающееся явление, на основе которого можно достаточно уверенно утверждать, что в перспективе будут происходить определенные события. Так что в образовании есть тренды сегодня и тенденции, на которые стоит обратить внимание в перспективе.
Например, тенденция – обучение у инфлюенсеров, а тренд на это год – открытие курсов и консультаций у лидеров мнений. Надо понимать, что и тренды и тенденции это положительное явление, потому что всегда о развитии. А вот сами события могут иметь отрицательный характер.
Мы проанализировали наиболее популярные отчеты исследователей в области образования – это Ассоциация по внедрению информационных технологий в высшее образование (Educause) и Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании (The Open University), а также мнения российских экспертов в области образования (РБК. Тренды. Образование) и предлагаем вам рассмотреть тенденции, которые просматриваются на ближайшее будущее.
Тенденция №1: Непрерывное обучение или Lifelong Learning
О понятии «Обучение на протяжении всей жизни» (Lifelong Learning) говорят уже более десяти лет. И с каждым годом мы видим только укрепление такой образовательной, а в некоторых случаях просветительской позиции. Непрерывное обучение – это данность, поскольку информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, трансформация профессий, меняется структура рынка, в связи с чем каждому работнику необходимо адаптироваться под потребности работодателя, а гражданину под маркетинговые трансформации.
Всему этому необходимо соответствовать, а порой догонять. Если сравнивать период даже двадцати лет назад, то не было такой острой потребности постоянно обновлять свои знания, увеличивать набор навыков, повышать профессиональные компетенции. Сегодня задержка в образовательном процессе на более чем полгода грозит отставанием на несколько лет. Именно поэтому становятся так актуальны различные программы по повышению квалификаций, курсы по получению навыков, а также просветительские проекты и программы.
Пока в массовом сознании не закрепится, что непрерывное образование (обучение на протяжении всей жизни) это норма, Lifelong Learning будет оставаться тенденций.
Тенденция №2: Удаленные и гибридные форматы
По мере того как методы обучения развиваются, в соответствии с потребностями нашего меняющегося мира, образовательные организации ищут и разрабатывают новые модели обучения. Особым триггером для перемен стала пандемия COVID-19, превратив нашу жизнь в онлайновые и удаленные способы жизни, работы, игр и обучения. Мы обнаружили преимущества в дистанционном формате жизни и возможность делать что-либо «из любого места». Бесспорно это комфортно и сокращает огромное количество времени и энергии, которые для современного человека являются наиважнейшими ресурсами. В перспективе наш аппетит к онлайн- и удаленным опциям как потребителей, будет сохраняться и расти в учетом развития технологий.
В системе образования устойчивые и традиционные модели обучения уступят место гибридным форматам, принятым в период пандемии. Поскольку онлайн-образование отвечает долгосрочным потребительским предпочтениям. Уже сегодня руководители классических образовательных организаций (высшего, общего, дополнительного образования) расширяют ресурсную и инфраструктурную поддержку онлайн-программам, курсам и целостной системе гибридного обучения, что влечет за собой не только технологическую трансформацию, но и подготовку педагогических кадров и сотрудников организаций.
Утверждать, что форматы станут исключительно дистанционными нельзя, поскольку наилучшей общей системой обучения может быть только гибкий гибридный формат, который учитывает потребности учащегося в комплексе комфорт-социализация.
Пока система образования не перестроится на возможности дистанционной модели в целом, начиная с инфраструктуры и заканчивая кадрами, гибридные форматы будут оставаться тенденцией.
Отдельно стоит отметить проблему разнообразия словарного запаса: HyFlex, смешанное, гибридное, перевернутое, синхронное, гибридное, онлайн и виртуальное обучение вот лишь некоторые из примеров терминов используемых по разному, в разных направлениях и в разных организациях. Путаница в этих терминах в конечном итоге приводит к дополнительным препятствиям для преподавателей и учеников, которые полагаются на эффективное обучение. Кроме того, соблюдение федеральных и государственных нормативных актов, касающихся дистанционного обучения, требуют строгой приверженности общим определениям.
Тенденция №3: Педагогика дома
Для начала необходимо понимать, что «педагогика дома» это не «домашнее обучение». Это тип неформального преподавания и учебные практики, которые проходят в большей степени в домашней обстановке и являются альтернативными для общепринятой образовательной системы. Например, вальдорфская, жоховская или монтессори-педагогика.
Пандемия привлекла внимание к дому, как к среде обучения и к более широкой образовательной и культурной значимости дополнительного домашнего обучения. В период максимального доступа к различным интернет-ресурсам, многие открыли для себя дополнительные возможности для занятий по развитию ребенка. Ощущая неполноценность формального онлайн-обучения, родители стали более требовательно относиться к развитию своих детей. На первое место вышли требования по развитию критического мышления и гармоничного воспитания подростков. Например, книги, имеющие отношение к культуре, можно использовать с детьми для выработки стратегий критического чтения, обсуждения социальных и политических аспектов, таких как расовые или несправедливость.
В мировых сетевых сообществах активно стали обсуждать тот факт, что данные педагогические практики могут стать инструментом оспаривания образовательных норм и влияния исторической сегрегации или культурной депривации на успеваемость учащихся.
Пока будет возможность выбора альтернативных образовательных программ и векторов, а также факторов способствующих поиску этих программ, «педагогика дома» будет оставаться тенденцией.
Тенденция №4: Педагогика автономии или саморегулируемая стратегия обучения
Переход к дистанционному обучению во время пандемии повысил интерес к смежной области автономного обучения. Это включает в себя развитие образовательных стратегий, систем и ресурсов, которые способствуют росту автономии учащихся. Педагогика автономии связана с двумя ключевыми идеями, а именно, обучение - это профессия и учащиеся – это профессионалы. Главная задача - познакомить людей со стратегиями обучения и полезными инструментами, которые в будущем помогут их эффективному самообразованию.
Необходимо понимать, что ученики не просто пассивные получатели обучения, они активно вовлечены в образовательный процесс. Фокус саморегулируемой стратегии обучения дает возможность развивать навыки, позволяющие прокладывать собственные пути к образованию. Учащиеся могут действовать как профессионалы, учитывая потребности рынка, требования работодателей, а также принимать собственные решения о своих целях обучения и способах их достижения.
Разумеется, для того чтобы развивать эти профессиональные навыки, учащимся необходимы наставники, которые способны учитывать и использовать возможности педагогики автономии. А именно формировать эффективные учебные привычки и методы, выстраивать саморегулируемую стратегию обучения, а также использовать цифровые инструменты, которые помогут быть более автономными и лучше контролировать свое собственное обучение.
Пока система автономной педагогики не войдет в обыденный процесс обучения, саморегулируемая стратегия будет оставаться тенденцией.
Тенденция №5: Практико-ориентированный подход
Двойное обучение заключается в тесной синхронизации образовательного процесса: теоретические знания в рамках уроков или лекций, а практические навыки на производственной практике. Таким образом в профессиональную сферу выходят готовые специалисты, способные без длительного процесса адаптации выполнять свои функциональные задачи.
Если смотреть на уровень средне-специального образования, то классический путь «школа – вуз», в данной среде не актуален, а запрос на рабочие профессии растет пропорционально требованиям рынка. На этом образовательном уровне практико-ориентированный подход не является тенденцией или трендом, поскольку сама система СПО построена на подготовке рабочих кадров и имеет в своей основе большую практическую составляющую.
Сценарии двойного обучения набирают популярность в системе школьного и высшего образования. Польза такого подхода дает гораздо больше возможностей получить практическое представление о различных профессиях и помогает понять, кем ученик хочет стать в будущем. Практико-ориентированный подход важен для будущих работодателей и для государства в целом. Именно потенциальные работодатели заинтересованы в том, чтобы молодые люди осознанно выбирали профессию и имели базовые навыки, с которыми ими проще будет начать свой профессиональный путь. Чтобы обеспечить этот процесс, преподаватели должны обновить свои знания о производственных процессах, рабочих процедурах и технологиях, используемых в производстве, в то время как отраслевые партнеры должны выделять время и ресурсы, чтобы предлагать реальные практические занятия для учеников, и инвестировать в создание структур для поддержки университетов и других образовательных организаций.
Практико-ориентированный подход это скорее переменчивая тенденция, поскольку сильно зависит от изменений на рынке труда. Чем больше работодатели будут запрашивать рабочие профессии, а не управленческие кадры, тем сильнее будет проявляться эта тенденция.
Тенденция №6: Педагогика микрокредитов или обучение основанное на навыках
В последнее десятилетие социальные, технологические и экономические трансформации в обществе существенно повлияли на изменения в образовательной сфере. Появился постоянно-стабильный спрос на работников, владеющих большим количеством новых навыков (soft skills). В ответ на этот спрос появились микрокредиты. Это новый тип квалификации со своими собственными характеристиками. В базовой форме микрокредиты представляют собой небольшие объемы обучения, за которые отдельные лица могут получить официальное подтверждение – документ (сертификат, диплом), академический или профессиональный зачет, а также дополнительные отличительные знаки. Основное внимание в наборе таких навыков уделяется трудоустройству и профессиональному росту, а именно подготовке людей к работе, обеспечение перехода от ученика к добытчику и развитие профессиональных компетенций.
На этом фоне студенты или уже состоявшиеся работники, уделяют более пристальное внимание этим практичным, персонализированным и основанным на навыках курсам и микрокредитам. Пакет soft skills позволяет выбрать более привлекательное место работы, получить продвижение по карьерной лестнице, пройти аттестацию и занять наиболее статусную позицию в профессиональной сфере.
В мировом опыте, многие крупные технологические компании убирают требования из своих вакансий о наличии диплома о высшем образовании и предпочитают вместо этого сосредоточиться на реальных навыках и компетенциях, которые кандидаты привносят с собой на работу. Эти изменения сигнализируют образовательным организациям о необходимости перестроить образовательные и бизнес-модели, чтобы они лучше соответствовали потребительским и отраслевым тенденциям, а также разработать более привлекательные и гибкие, основанные на навыках курсы и варианты аттестации для обучения подготовки, переподготовки и повышения квалификации нынешних и будущих сотрудников.
Тенденция образовательных микрокредитов останется в постоянном развитии, поскольку возврат к усредненному образованию не имеет запроса от рынка труда.
Тенденция №7: Education influencers или образование от лидеров мнений
Для начала определим, что инфлюенсер – это в большей степени онлайн-личность, лидер мнений, который имеет большую и лояльную аудиторию. Чаще всего инфлюенсеры – это блогеры, представители сферы культуры и искусства, журналисты, писатели. Также инфлюенсерами могут быть эксперты в какой-либо сфере, например, IT-специалисты, медики, юристы, бухгалтеры и т.д.
До недавнего времени инфлюенсеры были в основном связаны с сектором маркетинга, но некоторые из них зарекомендовали себя в образовании. Education influencers предоставляют своим подписчикам видео и другой контент в свободном доступе, за пределами официальных и аккредитованных образовательных платформ и программ. Они все чаще формируют решения учащихся о том, чему учиться, у кого и где, а их присутствие в интернете, как правило, стирает границы между развлечением и обучением. Одна из проблем заключается в том, что инфлюенсеры случайно или даже целенаправленно могут эксплуатировать, вводить в заблуждение или дезинформировать своих подписчиков.
Платформы социальных сетей также могут иметь свои собственные мотивации для поддержания такого рода «лидеров мнений», вместо того, чтобы стремиться к продвижению менее популярного, но экспертного контента и приоритета на качественно образование. Тем не менее образовательные организации также используют возможность привлечения популярных личностей для налаживания формальных отношений с потенциальной аудиторией и сокращения дистанции между учеником и образовательным продуктом.
Пока подавляющая часть аудитории не научится определять экспертный контент от популярного, тенденция Education influencers будет сохраняться.
Тенденция №8: Медиаобразование
Еще одна важнейшая тенденция – это умение работать с информацией, а также комфортное и безопасное присутствие в медиасреде. За последнее десятилетие человечество создало такой объем информации в интернете, который сопоставим с созданным за всю предыдущую историю цивилизации. Ежедневно мы обрабатываем большой объем различного вида сообщений, а также сами являемся участниками генерации этого информационного потока.
Пандемия, а также события 2022 года показали, как уязвим человек перед глобальным информационным давлением. Большое количество пропаганды, ложной информации, манипуляций, мошеннических схем идет по всем медийным каналам. Период с 2020 года стал особо острым с точки зрения уязвимости перед инфопотоком, именно дистанцирование стало одним из триггеров в массовом потреблении контента. И именно в этот момент появилось понимание о необходимости повышения уровня медийно-информационной грамотности и как следствие безопасности у населения.
Наиболее эффективным способом для достижения более гармоничного потребления информации, стало медиаобразование. Во многих развитых странах еще до пандемии работали программы по медийно-информационной грамотности на различных уровнях образовательной системы. После 2020 года о необходимости введения таких программ заговорили в большем количестве развивающихся стран.
В качестве научного, появилось молодое направление – медиапедагогика. Где педагогические кадры должны не просто обучать учеников созданию медиапродукта, но и осмысленно создавать информацию, ее собирать, анализировать, транслировать с ответственностью на каждом шаге. Для педагогических кадров в мире созданы учебно-методические материалы, включая издания ЮНЕСКО, как одной из основных организаций, занимающейся медийно-информационной грамотностью населения.
Пока подавляющее большинство населения не повысит свой уровень медийно-информационной грамотности, медиабезопасности и кибербезопасности, уровень угроз в медиасреде будет сохраняться высокими. Система образования будет адаптироваться под потребности рынка, усиливая необходимость медиаобразования, а сама тенденция будет сохраняться.
Тенденция №9: Образование в области благополучия или Экологичное образование
Образование в области благополучия поддерживает и способствует хорошему психическому здоровью учащихся. Экологичное отношение к образовательному процессу способно повлиять не только на успеваемость, но и на самоэффективность и самоуважение. В настоящее время это критически важно, поскольку проблемы с психическим здоровьем у школьников и студентов вызывают тревогу по всему миру, и есть много сообщений о тревожных состояниях, депрессиях, членовредительстве и расстройствах пищевого поведения.
Избыток получаемой информации и напряженный процесс обучения связывают с растущими стимулами, опасениями стигматизации и дискриминации, недостатком знаний и негативным отношением к психическому здоровью. Эти проблемы обострились во время недавней пандемии. Учитывая темпы развития человека, а именно получение новых знаний, навыков и усовершенствование своих компетенций, рекомендуется находить баланс между стимулами, а также всем аспектам образовательного учреждения способствовать благополучию и хорошему психическому здоровью учеников, позволяя установить собственный темп обучения, деля процесс обучения более комфортным.