Новости форума «Российские программные решения для образования»

Консолидация усилий образовательных ассоциаций в целях плавного перехода на российское ПО

На Форуме «Российские программные решения для образования», который прошел 8-9 июня, представители ассоциаций от образования и ИТ-индустрии обсудили вопросы, связанные с переходом образовательных учреждений на российский софт, а также познакомились с российскими цифровыми решениями для высшего, среднего и дополнительного образования. Инициаторами форума выступили Евразийская ассоциация педагогических университетов совместно с Ассоциацией специалистов медиаобразования.

Ключевой особенностью этого форума стала возможность двум сферам ИТ и образованию напрямую обсудить потребности, запросы и проблемы, связанные с процессом перехода на преимущественное использование отечественного софта. В рамках выступлений на панельной сессии, представители образовательных ассоциации приводили примеры сложностей, которые возникают при использовании российских решений, а также говорили о запросах со стороны педагогического сообщества к разработчикам.

Формат проведения прямого диалога стал необходим для всех направлений образования и особенно назрел в связи с активными действиями по импортозамещению, о чем сообщила в своем выступлении директор форума Ольга Петровна Жилавская: «Сегодня есть много разных форматов, где представители ИТ-индустрии предлагают свои продукты, специалисты обсуждают вопросы интеграции и дальнейших путей развития в области импортозамещения. Но, мы обратили внимание, что эти мероприятия в большей части имеют отношение к высшему образованию и корпоративным событиям, которые организуют компании-разработчики. Образование же – это спектр уровней и направлений: высшее, общее, среднее специальное, дополнительное, профессиональное и, пожалуй, тот уровень, о котором многие забывают – это дошкольное. А самое главное – образовательная сфера это не только учреждения и организации и не столько организации, а педагоги. И именно они, порой, формируют массовый рынок. Запросы на конкретные продуты и решения, делая свой личный выбор».

Это подтверждает и регистрация участников на Форум, а зарегистрировались представители всех регионов Российской Федерации, а также Беларуси, Казахстана, Молдовы, представители сферы высшего, общего, среднего специального, дополнительного, профессионального и дошкольного образовании – от руководителей образовательных организаций до руководителей и специалистов, отвечающих за вопросы ИТ-инфраструктуры и информатизации, дистанционного и гибридного образования, административной деятельности, а также педагоги. И запрос от образовательных ассоциаций о необходимости формирования Пакета российских решений для образования с последующей отправкой непосредственно в образовательные учреждения.

По итогам Форума, все представленные решения для образовательных учреждений, а также бонусные программы, особые условия, пакетные предложения можно будет получить в «Пакете российских решений для образовательных организаций» для зарегистрированных участников, а также по ссылке https://disk.yandex.ru/i/pgsoT-KLENnT1g.

Также вопрос необходимости организации прямого диалога между сферами отметила в своем выступлении Татьяна Николаевна Губина, руководитель комитета по информатизации образования АРПП «Отечественный софт», руководитель направления по работе со ОУ ООО «Базальт СПО»: «Перед нами стоит большая задача по построению цифровой образовательной среды на базе отечественных программных решений. И нам не хватает площадки, среды, где образовательные организации, разработчики программных продуктов, при участии представителей профильных министерств, могли бы обсуждать какие-то совместные вопросы, поднимать проблемы, которые возникают со стороны разработчиков, со стороны образовательных организаций, и соответственно взаимодействовать по этому вопросу и решать их».

В ходе обсуждения представителями ассоциаций-партнеров Форма, стало понятно, что есть ряд основных проблем при переходе на отечественный софт сферы образования:
1. Необходима ясная стратегия по переходу образовательных организаций на преимущественное использование российских программных продуктов и решений.
2. Более тщательное тестирование российских решений перед внедрением их в деятельность образовательных организаций.
3. Обучение сотрудников образовательных учреждений и педагогов российским решениям и продуктам.

Особенно острый вопрос по целостной картине перехода на российский софт отметил Эдуард Михайлович Никитин, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), доктор педагогических наук, профессор: «В связи с уходом с российского рынка западных вендоров угрозы очевидны. Их следует оценить и определиться по конкретным организационным, методическим, материальным шагам, которые мы должны предпринять для того, чтобы минимизировать влияние возможных последствий. Это обстоятельство затронуло массу людей, сотрудников и преподавателей учреждений имея национальный характер, и, конечно, полагать, что все само решится, было бы в высшей степени наивно.
Нас не может не волновать некая спокойная позиция наших учредителей, и как Министерства науки и высшего образования, так и Министерства просвещения. Складывается впечатление, что основным законодателем в области дальнейшего цифрового образования и стратегии цифрового развития России за Минцифрой. В этой связи позиция наших двух министерств пока не очень внятная и не очень определенная. Министерство науки и высшего образования подготовила некие методические рекомендации, министерство просвещения совершает также некоторые робкие и не очень понятные шаги относительно конкретных мер, которые должны принять руководители образовательных учреждений, простые работники, преподаватели высших учебных учреждений, а также школьные учителя.
Считаю, что требуется комплексный подход для решения проблем связанных с оказанием реальной помощи многомиллионному учительству. И тут наши отраслевые министерства должны иметь внятную разработанную систему мер и рекомендаций по применению программного продукта в высшем и общем звене, а также относительные рекомендации в части железа и программ обучения по переходу на российский софт».

Продолжая тему приоритетных действий по переходу на российское ПО, Владимир Иванович Шулов, пресс-секретарь Союза участников отношений в сфере образования (Обрсоюз) в своем выступлении подчеркнул: «К первоочередным задачам стоит отнести: 1. Переориентирование международных индикаторов качества образования на отечественные. 2. Планомерная работа по профессиональному росту педагогов в современном практикоориентированном формате. 3. Необходимость в создании цифровых образовательных ресурсов нового поколения, учитывая становление и развитие цифровой образовательной среды в условиях введения новых ФГОС. 4. Персонализация обучения и индивидуализация образования, и, как отдельная потребность здесь – все возрастающий сегодня высокий спрос родителей на услуги репетиторов».

Развивая тему необходимости предварительного тестирования, а также важность обучения педагогов в своем выступлении об опыте внедрения российских программных продуктов в деятельность педагогов Сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО отметила Елена Викторовна Александрова, исполнительный директор Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК, директор Института международных и региональных проектов в образовании УВО «Университет управления "ТИСБИ"», кандидат педагогических наук. Приводя в пример исследование, проведенное среди учителей Сети школ по потребностям в российских решениях со стороны педагогического состава, а именно какие продукты необходимы, с какими проблемами сталкиваются учителя, и какой конкретный запрос формируют к разработчикам, она пояснила: «Прежде чем внедрять любые программы и решения в частности в школах, необходимо качественное тестирование с обязательной обратной связью для разработчиков. А также обучение педагогов, поскольку к повседневным задачам в новой реальности, добавились необходимость продумывания и использования новых решений и продуктов, в связи с этим новые сценарии работы и новые инструменты для ведения педагогической деятельности. Необходимо понимать, что педагогия являются трансляторами использования продуктов не только в своей профессиональной аудитории, но и для учеников и родителей».

На важном аспекте в обучении педагогов акцентировал внимание Федор Геннадьевич Кирдяшов, руководитель комитета по развитию и подготовке кадров ассоциации РУССОФТ, директор департамента образования ГК Астра, уточняя, что необходима подготовка педагогического состава не только с точки зрения их самообучения, но и подготовка для дальнейшей работы с учениками и студентами в качестве будущих специалистов для индустрии, экономики, рынка труда. «Здесь, конечно, немаловажно говорить и про ИТ-специалистов. Проблема подготовки всегда была актуальной и на сегодняшний момент она стала еще более актуальной. Данную проблему мы не можем и ее нельзя рассматривать в отрыве от образовательных организаций, в отрыве от преподавательского состава, в отрыве от обеспечения организаций актуальными программными продуктами, которые на сегодняшний момент востребованы в экономике. Очень важно не просто использовать ПО в образовательном процессе, а научить специалистов использовать это программное обеспечение на практике, чтобы компетенции специалистов были востребованы в индустрии и экономике». Также спикер отметил, что наиболее эффективный переход всегда происходит плавно и образовательные организации, которые уже имели опыт внедрения российского софта в своею деятельность, сейчас наиболее комфортно себя чувствуют при активном переходе на использование отечественные программные решения.

Согласно данным, представленным Обрсоюзом, по итогам проведенного ими обзора ситуации с отечественными IT-продуктами, можно отметить, что 88.8% школьного компьютерного оборудования сегодня работает на зарубежном программном обеспечении и лишь 6% занимает отечественное. К российским решениям относятся операционные системы AstraLinux, АльтОбразование и RosaLinux и свободные офисные приложения OpenOffice, МойОфис, LibreOffice и Р7-Офис.
47% опрошенных положительно относятся к импортозамещению. Однако эксперты констатируют следующие проблемы, связанные с отказом от привычного зарубежного программного обеспечения (ПО) – это отсутствие связи с реальной жизнью, когда в школе используется отечественное ПО, а дома Windows, низкая и медленная адаптация пользователей к отечественному ПО и необходимость освоения до сотен новых функций, а также отсутствие методической поддержки педагогов по использованию отечественного ПО в работе.

В ходе обсуждения основных вопросов по переходу на российский софт, образовательным организациям необходимо понимать спектр возможностей, которые предлагают российские разработчики для решения не только задач по организации информационной системы своего учреждения, но и для осуществления деятельности по ведению дистанционного и гибридного обучения, а также поддержания информационной безопасности организаций. И это касается не только учреждений, но и конечных пользователей, таких как педагоги, студенты и ученики. Для решения этих вопросов на форуме были представлены ряд качественных продуктов, которые позволят образовательным организациям закрыть потребности по внедрению и использованию российского софта для всех уровней образовательных учреждений (https://mediasc.ru/marafon#video) – это решения «МойОфис», «ИТ РОСА», «Альт Образование», «Astra Linux», «РЕД ОС», «NAUMEN», «ИАС Аверс», «ProgramLab», «PLTwin», «PROMT», «AMBER CRM», «Ассистент», «ITSM-система ИнфраМенеджер», «VideoMost», «Система ADEM», «QForm», «MagicSite», «NetFolio», «Webinar», «Мобильная электронная образовательная платформа».

Также на панельной сессии в дополнении к презентованным решениям были представлены источники по поиску российских продуктов, в частности Каталог образовательных инициатив и программ для вузов, колледжей и школ созданный АРПП «Отечественный софт», в который входит более 40 предложений (https://arppsoft.ru/obrazovanie/) и, конечно, Реестр российских программных решений от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/).

Определив ключевые вопросы для сферы образования по переходу на преимущественное использование российского софта, возникла необходимость в консолидации совместных усилий со стороны ассоциаций от образования и ИТ в решении возникающих задач, определении мер по смягчению перехода на отечественное ПО, а также формированию рекомендации для федеральных и региональных органов власти в данном вопросе. В частности сейчас готовится резолюция по итогам Форума, которая будет направлена во все заинтересованные организации, а также федеральные и региональные органы власти.

Часть пунктов для резолюции уже отметил в своем выступлении на панельной сессии Дмитрий Лоллиевич Баландин, руководитель проекта «Школьный сайт», генеральный директор АО «Е-Паблиш»: «Для эффективного перехода на российские ПО считаю необходимым создание консультационной службы для образовательных организаций, также для эффективного развития отечественного софта необходимо создавать условия для развития конкуренции на рынке ПО и ИС для образования. Необходимо исключить безальтернативные предложения для конечных пользователей в сфере ПО для образования, а также положительно оценить создание агрегатора «Моя школа», обеспечив большую открытость, выраженную в публикации описания системы, протоколов и интерфейсов для обмена данными с агрегируемыми системами и ПО. А также необходимо выходить на более открытый диалог с разработчиками систем, потенциально агрегируемых ГИС «Моя школа».



----------------------
Форум «Российские программные решения для образования» – это площадка, на которой представители образования и ИТ-отрасли могут обсудить вопросы взаимодействия, решить поставленные задачи на государственном уровне и в рамках деятельности своих организаций. На форуме у представителей высшего, общего, среднего специального и дополнительного образования будет возможность познакомиться с российскими цифровыми решениями для образования. Инициаторами форума выступили Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ) совместно с Ассоциацией специалистов медиаобразования (АСМО).

Сайт форума «Российские программные решения для образования» https://mediasc.ru/marafon

Организаторы и партнеры Форума:
- Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ)
- Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО)
- Сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации
- Союз участников отношений в сфере образования (Обрсоюз)
- Союз директоров ССУЗов России
- Ассоциация классных руководителей Санкт-Петербурга
- АРПП «Отечественный софт»
- Ассоциация РУССОФТ
- Лаборатория интегрированных коммуникаций
- Компания SPIRIT разработчик ВКС VideoMost
- Компания Е-Паблиш разработчик ПО интернет-ресурсов системы образования
Made on
Tilda